Российское экологическое право, развивающееся в двух направлениях - природоохранном и природно-ресурсном, регламентирует отношения в области охраны, воспроизводства и использования животного и растительного мира и других природных объектов и ресурсов, а также устанавливает систему управления всей природоохранной деятельностью вообще и компонентами природной среды в частности. Экологические нормы содержатся также в отраслевом законодательстве, например в финансовом, уголовном и др. Поэтому совершенствование законодательства по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов должно быть направлено на гармонизацию его с другими отраслями права, устранение дублирования и противоречий, в том числе с целью обеспечения выполнения требований международных обязательств России. Перечень наиболее значимых нормативных правовых актов в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов приводится в Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
__________________________________________________________________________________________
Водный Кодекс РФ (в ред. от 28.12.2010 г.).
Ст. 3. Основные принципы водного законодательства.
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
__________________________________________________________________________________________
Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. (в ред. от 29.12.2010) № 7-ФЗ.
Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
Статья 64. Задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля)
2. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 24.06.2008 N 93-ФЗ)
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
__________________________________________________________________________________________
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. (в ред. от 17.12.2009) № 174-ФЗ.
Статья 20. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Читать далее об общественной экологической экспертизе»
__________________________________________________________________________________________
Закон Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области» от 22.12.2006 г. (в ред. от 22.12.2010) № 240/2006-ОЗ.
Статья 9. Общественный контроль в сфере охраны окружающей среды на территории Московской области (общественный экологический контроль)
1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Статья 10. Экологический аудит
Экологический аудит - независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Экологический аудит осуществляется на территории Московской области в целях совершенствования деятельности в сфере охраны окружающей среды, повышения эффективности природоохранной деятельности природопользователей, а также с целью проведения экологической оценки их хозяйственной и иной деятельности.
Экологический аудит осуществляется природопользователями в добровольном порядке в соответствии с законодательством.
Статья 11. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и иных организмов
1. В целях учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и иных организмов на территории Московской области ведется Красная книга Московской области.
2. Организации и физические лица на территории которых имеются растения, животные и иные организмы, занесенные в Красную книгу Московской области, обязаны принимать меры по соблюдению установленного режима охраны и несут ответственность за причиненный им ущерб в соответствии с законодательством.