Московская область относится к группе наиболее промышленно развитых областей Центрального федерального округа. На территории области расположены многие объекты городского хозяйства Москвы, ее транспортного узла, основные зоны отдыха и т.д. Загрязнение атмосферы, поверхностных и подземных вод московскими предприятиями в значительной мере воздействует на природные комплексы и здоровье населения области.

Валовые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух по области в 2003 г. составили 552,5 тыс. т, вклад передвижных источников - 70%. Основными источниками выбросов были энергетика (90,1 тыс. т), промышленность строительных материалов (17 тыс. т), машиностроение и металлообработка (10,9 тыс. т), черная металлургия (5,9 тыс. т), химическая промышленность (4,4 тыс. т).

Водоемы области, как и прежде, испытывают значительную антропогенную нагрузку. В критическом состоянии находятся малые реки области: не соблюдается режим использования водоохранных зон и прибрежных полос. Есть опасность увеличения зон загрязнения подземных вод, являющихся основным источником водоснабжения области.

В 2003 г. в поверхностные водные объекты сброшено 1314,9 млн. куб. м сточных вод, в том числе: загрязненных - 625,7 млн. куб. м, нормативно очищенных - 42,4 млн. куб. м. Сброс загрязненных сточных вод снизился на 4,3 млн. куб. м.

Основными источниками загрязнения водных объектов являются объекты ЖКХ, крупнейший из них - ОАО "Экоаэросталкер", г. Щелково (74,13 млн. куб. м). Кроме того, определенный вклад в загрязнение водоемов вносят водопроводно-канализационные предприятия городов Подольск, Орехово-Зуево, Серпухов, Коломна, Павловский Посад.

На территории Московской области имеется 835 очистных сооружений биологической очистки, из них 42 работают в режиме, соответствующем экологическим требованиям, 720 - с превышением установленного допустимого сброса загрязняющих веществ более чем по трем показателям, 73 - по 1 - 2 показателям. В 2003 г. введено в эксплуатацию 6 очистных сооружений биологической очистки.

Большое количество загрязнений вносится в водоемы области с поверхностным стоком с территории городов, поселков, предприятий, сельхозугодий. Исследования показали, что состав этой категории сточных вод по количеству загрязнений соответствует неочищенным хозяйственно-бытовым сточным водам. В Московской области ведется активная работа по локализации и очистке поверхностного стока перед сбросом в водные объекты. За 2003 г. было построено и введено в эксплуатацию 18 очистных сооружений ливневого стока.

Количество отходов, вывозимых из Москвы и размещаемых на полигонах и свалках Московской области, превышает количество отходов, образующихся в области. Ежегодно объем захоронения ТБО на полигонах и свалках Московской области составляет 6 млн. т.

Московская область. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха

ГРЭС-4, г. Кашира; ГРЭС-5, г. Шатура; ТЭЦ-22, г. Дзержинский

Основные источники загрязнения водных объектов: ЖКХ городов Щелково, Подольск, Орехово-Зуево, Коломна, Павловский Посад и др.

(Выдержки из Государственного доклада МПР РФ "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году")

___________________________________________________________________________________________

В августе 2010 года утверждено и одобрено постановление «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Экология Подмосковья на 2011 – 2013 годы».

 

Документ утверждает долгосрочную целевую программу Московской области «Экология Подмосковья на 2011 – 2013 годы». Общий объем финансирования программы 143 000 тыс. рублей, из которых 77 000 тыс. рублей средства бюджета Московской области, а 66 000 тыс. рублей средства федерального бюджета. Таким образом, по годам финансирование составит: 2011 – 46 000 тыс. рублей, 2012 – 48 500 тыс. рублей, 2013 год – 48 500 тыс. рублей. На эти средства планируется провести капитальный ремонт плотины на р. Вяземка в Одинцовском районе, обследование состояния дна, берегов и водоохранных зон малых рек на территории области, комплексное экологическое обследование государственных природных заказников и памятников природы для подготовки материалов по их реорганизации. Читать полный текст документа»

___________________________________________________________________________________________

13 декабря 2006 года Московская областная Дума приняла в целом Закон Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области».

Принятие данного закона направлено на реализацию 42 статьи Конституции Российской Федерации о праве граждан на благоприятную среду обитания и Федерального закона «Об охране окружающей среды» и связано с расширением полномочий субъектов РФ в сфере охраны окружающей среды.

Исполнительным органам государственной власти региона предоставлено право принимать нормативно-правовые акты в сфере экологии, устанавливать нормативы качества среды, образовывать особо охраняемые природные территории регионального значения, осуществлять государственный экологический контроль, организовывать экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и многое другое.

Законом определены экологические требования к организации и ведению хозяйственной деятельности на территории Московской области.

Особое внимание в законе обращено на необходимость общественного экологического контроля и обязательность рассмотрения его результатов органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления.

В законе специальная статья посвящена охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и иных организмов. Читать полный текст документа»

__________________________________________________________________________________________

Одним из основных принципов действующего законодательства является неоспоримая значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (ч. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ).

Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов осуществляется в соответствии Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 60. . Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов) и Федеральным законом от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 50.1. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов (введена ФЗ от 28.12.2010 № 420-ФЗ).

Анализ сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов, полученных в результате проведения учета, ведения кадастра и мониторинга этих объектов, позволяют давать рекомендации о занесении отдельных видов, подвидов или популяций животных, растений и грибов в Красную книгу либо об исключении из нее.

В Красную книгу Российской Федерации заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, которые подлежат особой охране.

В целях учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и иных организмов на территории Московской области ведется Красная книга Московской области (ч. 1 ст. 11 Закона Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области» от 22.12.2006 г. (в ред. от 22.12.2010) № 240/2006-ОЗ).